Преимущественно ее использовали народы, жившие в Андах на высоте примерно 3500 метров над уровнем моря. Сейчас же она популярна на территории практически всего Перу и других стран Латинской Америки.
По легенде первую продольную флейту, названную кеной, изготовил некий юноша из берцовой кости своей умершей возлюбленной. Ее печальный звук напоминал ему пение и плач безвременно ушедшей подруги, и он всегда носил ее с собой. Нежный, таинственный и чуть хрипловатый тембр флейты и правда чем-то напоминает человеческий голос. Одним из популярных мест ее применения издревле считались надгробные плачи "эндечас".
Издревле кену изготавливали из костей крыльев кондора и берцовых костей лам, а также из глины, тыквы, камня и тростника. Нередко ее украшали золотыми и серебряными орнаментами. Современные флейты этого типа обычно изготавливаются из бамбука, тростника или пластика, реже - из глины.
Средняя длина кены составляет 30-35 сантиметров. Но встречаются и более длинные (от 50 до 70 см) экземпляры, которые называют кеначо, их звук в силу размера более глубок. Стандартная кена имеет 5-7 боковых отверстий и одно отверстие снизу для зажимания его большим пальцем. На верхнем ее конце делается небольшой вырез (пропил), играющий роль мундштука. Рабочий диапазон флейты - две октавы, альтерация ступеней основного звукоряда достигается путем неполного закрытия нижнего отверстия.
Играют на кенах в основном мужчины - в одиночку или целыми ансамблями. В последнем случае иногда кены сопровождает звучание традиционных барабанов.
В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев